Rambler's Top100
чтиво
рэп
граффити
брейк данс
стайл
фан-клубы

обновления:

Рецензии на рэп-альбомы
Сэт - "Арена II"
10.02.2009
Сэт... Всегда разный, всегда непохожий и всегда интересный... В русском рэпе мало ярких личностей, но бесспорно Сэт - одна из таких индивидуальностей. И пускай то, что он делал, не всегда было на высоте, пускай были и неприятные моменты, но они были - было и плохое и хорошее, и восхищающее и настораживающее, но всегда что-то новое - "новый шаг", новая задумка, новый Сэт... И печальный, и бесшабашный, и добрый, и яростный, в чем-то грубый, в чем-то лиричный, мягкий. Далеко не "две части" в нем - его сложно разделить на составляющие, потому что он многогранен и ни в чем не ограничен. И каждым словом, каждым поступком он показывает это. С каждым успехом и с каждой ошибкой - он становится опытнее и этого уже никому не отнять. У Сэта есть главная черта - он постоянно учится - на своих ошибках, на чужих, придумывает что-то новое - свое или же заимствует что-то, но старается сделать это лучше, красивее, качественнее. И с течением времени он встал на высокую ступень - главное, чтобы не останавливался, а продолжал свой путь по "дальней дороге", по "арене"...

Арена II... Промежуточный этап, где-то в пути - от старого к новому. Но сама арена мало чем меняется - меняются лица на трибунах, меняются соперники, но арена остается той же... Однако, поменялся сам воин. Он стал тверже стоять на ногах - пускай и потерял соратников, пускай приобрел новых врагов, но у него есть главный друг - его опыт и его слово - "оружие против гниения духа, отравления плоти". Оно стало острее, впивается глубже и мало кто сможет ему противостоять. И как радует то, что сам воин осознал этот факт и выбрал именно это оружие и пытается вооружить им соратников, и пытается реализовать весь его потенциал. Это можно увидеть в каждом треке нового альбома...

Треск пластинки, как некое возвращение в прошлое... И на первых же секундах интро мы слышим бит-бокс. Вообще, бит-бокс можно услышать очень редко на альбомах русских рэпперов и всегда радует, когда и это направление хип-хопа дополняет собой отечественный рэп. Затем вступают и скретчи. Стараниями DJ N-Tone они наполняют весь альбом и создают неповторимую атмосферу. И бит-бокс, и диджеинг и рэп очень тесно сплетены между собой, т.к. рождались в одной эпохе и являются неотъемлемой частью хип-хоп культуры. Когда они вместе - они могут дать друг другу многое. Жаль, что бит-бокс прозвучал только в интро, но, возможно, в дальнейшем такая тенденция его использования будет развиваться. Далее - обратный отсчет - очень символично. Как в старом кино перед началом фильма, который следующие минуты будет удивлять и радовать зрителей и одновременно - как перед запуском новейшей ракеты, готовящейся покорять просторы космоса. Такой он - этот альбом - взявший лучшее из первой "Арены", из ранних произведений Сэта и одновременно вобравший в себя новый опыт, новые впечатления, новые мысли и стремящийся вперед - дальше к окончательной части трилогии.

А затем начинается шоу... Плохое слово - неподходящее, неродное - заграничное оно и применимо только к тому, что "косит" под заграницу. Есть очень подходящее русское слово - представление. Это не шоу - это представление, это спектакль, если хотите. И тут ареной становится театр - сразу вспоминается Колизей... "Театр", представляющий собой кровавую арену... Такова и жизнь... И если все мы актеры, то "мы не выбираем роль, друг мой"... И хочется верить, что те люди, которые делают такой рэп, показывают нам эту жизнь, а не шоу, что это не презренный "шоубизнес", а живое настоящее творчество... После воплощения этого самого "шоубизнеса" - "Бит и флоу", которое огорчило очень многих поклонников и сформировало ложное мнение у тех, кто впервые с ним познакомился - к нам вернулся былой Сэт. Он "не пропал пропадом, а пропах порохом". И именно этого ждали те, для кого первая "Арена" не прошла стороной, а стала одним из любимых альбомов.

И в продолжении темы о шоубизнессе, гедонизме, в самом плохом смысле этого слова, каких-то неуместных амбициях и ложных стремлениях, рожденных где-то в чреве зависти, комплексе неполноценности и стадного чувства звучит трек "Богатый папа". Это трек, скорее даже, о выборе самого Сэта - отвергнуть это все, как недостойное творца, весь этот "клубняк", RNB и прочие "направления", являющиеся воплощением именно тех самых факторов, перечисленных выше. Как сказал Шым из Касты в одном из интервью: "Нас с детсва учили, что хвастаться - нехорошо". А современное поколение растет на этот самом Reach and Beatifull и получается, что "детям нужен богатый папа". Родственные отношения заменяются денежными - и это чудовищно... И это неизбежно влечет катастрофические последствия, а главное из них - смену ценностей. Страшно подумать, что вырастит из этих детей... "За гроши продаем счастье" - слышим мы и это правда... "Теперь заразная праздность приглашает нас на пиршество, мой друг..." - вспоминаются слова Нигатива. И наша задача, задача настоящего творчества - предотвратить это пиршество, остановить заразу, уничтожать на корню... То самое мощное оружие - слово - позволяет нам вести это противостояние. И одним из самых неповторимых гимнов этому оружию звучит следующий трек...

Формула... "Не предавать ради формы смысл, а придать мыслям форму!" возвещает, провозглашает Сэт. Это незаученная клятва, это обет, который дает каждый истинный творец перед своими произведениями, перед своими читателями, слушателями, зрителями, перед поклонниками, а главное - перед самим собой... Не идти на поводу у моды, не идти на поводу у спроса, "который мечет кич в массы горстью", в отличие от тех, кто им активно пользуется, кто занимается "шоубизнесом", а не творчеством, чей диагноз - "конечная остановка мозга". Не "поддаваться гипнозу чисел", а точнее единиц, которые уже давно перестали быть условными, а превратились для многих в идола, которому они приносят в жертву все самое святое, что может быть у творца. "И мое творчество, рожденное в муках, не позабудет свое отчество в погоне за качеством звука!" утверждает Сэт. И это действительно так. Ни материальная и техническая оснащенность, ни огромный персонал высококвалифицированных специалистов не способны сделать из бездарности гения. "Гении рождаются в подвалах и на чердаках" вспоминаются известные слова... И никакая форма не способна затмить собой истинный смысл для тех, кто этот смысл ищет... Ищет повсюду - в каждом явлении " этого мира многогранного". Ищет, наперекор тем, кто тратит "драгоценное время Вселенной - на что-то невечное, тленное". Мода проходит, спрос меняется и все, что не содержит в себе тех "страниц Истины", о которых писал Хамиль из Касты, неизбежно забудется и никем никогда уже не вспомнится. А такие произведенияостаются. Остаются на музыкальных носителях, остаются на бумаге, а главное - остаются в умах и памяти. "Если нет слов, от которых торкает - нет и толка от диска на полке!" - истинно так. Но альбому Сэта еще долго не суждено отправляться на полку, пока каждая эмоция и каждая мысль, заложенные в него не будут поняты каждым, кто будет их в нем искать. "Нет единой формулы, нет нормы" - есть лишь талант и неизмеримое стремление реализовать его по полной, чтобы потом не стало стыдно перед теми, кто ожидает от него многого и кто будет принимать эту эстафету...

И в подтверждение всему этому звучит следующий трек... Трек о вечном - о любви и о всех ее противоречивостях и не поддающихся логике явлениях - "Плод воображения". Сразу хочется заметить, что на альбом трек попал не в той обработке, в которой слышали его первые посетители поэтического вечера Сэта в театре "Практика". И, как это не прискорбно, он многое потерял... Он потерял ту легкость, ту, если так можно выразиться, облачность и неповторимую мягкость. Первая часть трека должна быть именно такой - подобна шелковой нити - утонченной что ли, наивно-искренней, какой бывает первая любовь... В альбомной версии вокал в первой части не соответствует контексту. Джаз называют "музыкой преисподней" за его буйство, некую демоничность, и главную его черту - импровизацию. И он не может показать "околдованность божьим твореньем". Для этого есть классика. И аккомпанирование на фортепьяно отчасти справляется с этой задачей, но все же вокал тут тоже немаловажен. Такой джазовый вокал, безусловно, соответствует второй части - напряженной, наполненной болью и разочарованием. А в первой части главенствует наивность и переполнение чувствами юной неискушенной до того любовью души, которую было слышно и видно во время исполнения Сэтом этого трека в театре. Затем - припев... Мне непонятно почему он не вошел в альбомную версию... Ведь, припев - очень важная часть любого трека - он первым запоминается слушателю и оставляет самое первое впечатление о треке в целом. Возможно, Сэту показалось, что в этом треке припев будет лишним. Как бы то ни было, то, что трек изменился - тоже несет в себе позитивный момент. Стало возможным увидеть другую его сторону. Коварство любви, беспощадность любви, разочарование, но все же светлые воспоминания о том "прекрасном чувстве счастья", которое она дарит. "Стоки надежды в этих строках, на то, что все будет как прежде", за которые часто цепляются некогда "влюбленные по уши" иногда могут и вытащить их из этой пропасти "злого рока". Все возможно, если для этого есть веские основания... И если все-таки не исчезла любовь, то во что бы то ни стало они еще могут быть вместе...

Но судьба - есть судьба... И люди - есть люди... И следующий трек продолжает тему вечного. Любовь и дружба, верность и предательство, свет и мрак. Два таких похожих по своей сути чувства встают тут друг против друга... Скорее даже, враг против врага... Решить кто друг и кто враг порой невозможно, так как лучший друг в одночасье становится злейшим врагом, если на пути встает любовь... "Я способен видеть только свет, враг, не способен видеть мрак, мой друг..." звучит сакраментально, трагически, ведь так оно и есть. Мы никогда не ожидаем удара в спину. У человека есть опасная склонность доверять. И мы доверяем. Особенно своим близким. И мы часто не замечаем или стараемся не замечать этот мрак, когда нам делают больно, когда нас предают, когда нас разменивают на что-то более привлекательное. Начинается это с мелочей, а кончается вот так... И мы не знаем - с кем вступаем в дружеские отношения. Чужая душа - потемки. Человек слепо верит и доверяется другому. И что он получит в ответ - зависит только от другого человека. Хотя... Нет ничего абсолютного. Как уже не раз говорилось - жизнь многогранна и обстоятельства порой бывают очень разными. "Это не просто - вот так играть с судьбой" , а скорее даже - это невозможно - "силы неравные". И проблема остается в той же искренности и честности, чтобы не укреплять стену лжи, которая становится толще и выше с каждым новым неискренним словом, пока не достигает размеров крепостной и преодолеть ее оказывается уже невозможно...

И следующий трек продолжает тему предательства... А скорее указание его причин. Причин таких преступлений, которые у нас вызывают недоумение и ужас. Преступлений против своих близких - друзей, родных, любимых... Сэт приводит один случай, но он объясняет многое - преступление от зарождения до финала. И что же мы видим вначале - все то же, о чем говорилось в треке "Богатый папа"... Если говорить простым языком - "понты", самые что ни на есть. Человек пытается показать из себя то, чего в действительности не представляет. Для этого он лжет. Одна ложь влечет за собой другую и так по цепочке. А в итоге получается, что это трясина, вылезти из которой невозможно, единожды в нее войдя. И мы видим результат такой лжи... Алкоголь, необоснованные амбиции, плюс коварство отдельных личностей в сумме дают жестокое предательство, при этом с фактом спасания собственной "шкуры". И потом удивление неуместно - это рождается в тех условиях, которые для нас, как это ни страшно, уже стали привычными... Может быть, после этого трека многие задумаются над своим поведением и своими словами в том кругу общения, где они привыкли находиться и с незнакомыми людьми... Но проблема глубже - она в нашей психике и ее искоренение стоит гораздо дороже, чем просто осторожность... Что касается звучания, то, на мой взляг, в театре вживую трек звучал лучше - без инсценировки такой небольшой. Когда читал сам Сэт - в его словах чувствовалось больше назидательности и более явной была мораль. Единственно, что было очень уместно - звук закрывающейся двери в конце, который так же очень символичен. Это закрывается дверь в квартиру преданного друга, одновременно - дверь в камеру изолятора, и одновременно - дверь в нормальную жизнь, если человек не окажется сильнее и не cможет порвать с такой компанией, такими поступками и словами, таким образом жизни...

Далее идет трек, который тоже в какой-то степени затрагивает тему образа жизни и мыслей - "А мы палим по ним". Барин - говорящая фамилия, прозрачная аллюзия на человека, о котором рассказал Сэт в "Практике" перед исполнением этого трека. Это тип людей, которые живут на "деньги богатого папы" - которые толком ничего не умеют и не хотят уметь, при этом ведут разгульный образ жизни, пользуясь достижениями своих родителей или же случайно получивших богатство - не заработавших их потом и кровью, а выхвативших его прямо из рук судьбы... Но что легко получено - легко и уходит. И несмотря ни на что - они это хорошо понимают, и Сэт это очень красочно показал в образе вещего сна Барина. Кто бы не был у тебя папа, сколько бы у тебя не было финансов - не забывай, что ты такой же человек как все окружающие тебя люди - вот простыми словами мораль этого трека. Что касается настроя и исполнения - то этот трек очень близок с предыдущим. Здесь, напротив, инсценировка была очень кстати и идея с переговорами по рации на припеве - тоже очень интересная. Трек динамичный и задорный - очень подходящий для совместки по своей концепции. Несмотря на такой настрой, Сэт воздержался от ненорматива, что тоже очень радует...

В контраст предыдущему звучит следующий трек, немного перекликающийся темой с треком "Плод воображения". По звучанию очень напоминает исполнение Фьюза из Креков в последнем сольнике. Мне так кажется, что это своеобразный эксперимент Сэта - попробовать себя в таком жанре. Довольно мастерски реализована смена интонаций и настроя, подчеркнутые музыкой. Довольно непривычно слушать Сэта в таком звучании, но в этом что-то есть. Это еще одна из его сторон - лиричная и мягкая, даже можно сказать ласковая. Каким же еще можно быть в разговоре с любимым человеком. Такое своеобразное мирное прощание предстает перед нами. Вообще, этот трек несет на себе роль переходного звена - от динамичного и задорного трека "А мы палим по ним" к следующему стихотворению. Да, именно стихотворению...

"Муза и труд"... Одно из череды стихотворений, выложенных Сэтом в его стихоблоге. Но именно оно отражает суть и настроение альбома - тема творчества и роли поэта в этом мире, их взаимоотношении. О тех силах, что нам даны свыше - как мы ими распоряжаемся, о настойчивости, о непреклонности, об опыте и самое главное - о том самом поиске, о котором говорилось выше, размышляет Сэт. "И слепы те, кто думает, что все спрятано" гласит последняя строка и бороться с этой слепотой - есть долг любого творца, дабы открыть глаза на мир другим, дабы верить в светлое и лучшее, дабы "играть в рай"...

Скрипка Юлии Возлюбленной после стихотворения Сэта готовит нас, пожалуй, к главному трэку этого альбома... И голоса - голоса обсуждающие, голоса хвалящие и уничижающие - голоса множества людей и формирующих одно общее - отношение к той работе, которая была проделана. Отношение, которое заставляет стремиться к качеству, к искренности и к продолжению вообще такого рода деятельности. И снова скрипка, сопровождающая вступление - живая, настоящая, среди искусственного минуса, сгенерированного, собранного по кусочкам и теряющего связь с настоящим "в погоне за качеством звука". Такое же это творчество - настоящее в среде искусственного и этот трек - еще один гимн - гимн неотступности, непреклонности и неизбежности продолжения этого пути... Того самого пути по арене - "на зло карателям"! "На арене есть еще две жизни", поэтому нельзя себя жалеть, нельзя показывать слабость тем, кто этого ждет, нельзя отступать перед "плетями языков", стегающих криками неодобрения, но лишь в силу своей глупости и ограниченности - от персон с явной передозировкой отбеливателя в мозгу, от "всех завистников и, с понтом, братьев". "Мой рай - бой нератный, вход - платный!" провозглашает он - за вход приходится платить своими нервами, своими усилиями, своими чувствами. " И мои слова не покроются плесенью" предсказывает Сэт - так и будет - они будут живы на устах, потому что они живые и настоящие, как та самая живая скрипка посреди электронного звучания. "Уже слишком поздно остановить розги..." остаются последними словами трека - назад пути нет, выбор сделан и остается только, наплевав на всю льющуюся грязь, продолжать свой путь и стараться быть выше и достойнее всех их вместе взятых...

"Большой город М" - ритмичный трек, по исполнению больше напоминающий фристайл, о том, что сподвигло, было катализатором всего прозвучавшего выше. Это своеобразный обобщающий трек - этакий эпилог. "Вдыхать смок, а выдыхать позитивные строки" - как участь. Большой город позволяет отделиться от общего и осознать насколько дорого конкретное - родственные и дружеские отношения, любовь, чему, в основном, и был посвящен альбом. А также - поиск "себя на карте большого города М", как части мира, как нового дома, а скорее - командировочной квартиры, потому что дом там - где живет сердце... "Мой оппонент - мое "я", ведь хуже нет гада" шутит Сэт. А доля правды в том, что всегда приходится в первую очередь преодолевать самого себя - чтобы держать себя в руках, чтобы контролировать свои слова и поступки... Ведь идти еще предстоит долго, а силы ограничены, и надо их тратить с умом, а не "как деньги богатого папы". "А я не говорю прощай..." - последние слова и верно, как было у Нигатива - "не прощаемся - до скорого!", еще не раз увидимся, ведь по-другому уже нельзя...

И, наконец, последний - бонусный, не очень согласующийся с концептом всего альбома трек - "От сердца к сердцу". Такой солнечный, позитивный, как принято говорить, трек. Посвящение любимой и воспевание любви. "Это любовь гоняет кровь, а не сердце" - когда человек влюблен, это действительно так и есть. "И слезы счастья катятся по лицу, ломая дверцу - от сердца к сердцу" - вот они "моменты счастья", которые оставляет любовь отпечатками в памяти. И надо ценить эти моменты и наслаждаться ими, потому что они, наверное - самое ценное, что есть в жизни. Любите и будьте любимы, цените и берегите друзей и родных, старайтесь понять этот мир в каждом его проявлении и помните - "думать - это не развлечение, а обязанность", а такие альбомы, как "Арена II" помогут вам разобраться во всем этом и как Александрийский маяк указывать путь в этом устрашающем штормами бед и неприятностей и изнуряющем штилями быта, вечном, но при этом изменчивом море жизни...

NooS

обсудить


смотрите также:

руководство | история | ссылки | логотипы | info@southrap.ru