Rambler's Top100
чтиво
рэп
граффити
брейк данс
стайл
фан-клубы

обновления:

Статьи
История ставропольского хип-хопа
04.03.2007
Для начала: Что подвигло меня на написание этой статьи? Ну, во-первых, захотелось окунуться в ностальгию по ушедшим дням и вспомнить как это было. Ну а во-вторых, немножко просветить ставропольскую хип-хоп молодёжь, чтобы знали «корни». Потому что, бесит, честно говоря, когда на каком-то второсортном мероприятии, несведущий организатор орёт, что «это первый ставропольский хип-хоп фестиваль» и т.д. Хотя с момента действительно первого фестиваля прошло уже 12 лет. Я не коснусь в статье других регионов ставропольского края, т.к. не знаю, как там всё это происходило. А также не будет ни слова про брэйкданс, потому что, к сожалению, эта часть нашей субкультуры развивалась в Ставрополе довольно-таки обособленно от всего остального и появилась как явление немного позже. Ну, обо всём по порядку.

На вопрос, кто же был первым, ответа найти уже, наверное, не удастся. Но одно точно – в течение 2-3 лет, то есть в период 1993-1995 г.г., сформировались первые ставропольские рэп-коллективы. Некоторые из них объединились сначала в танцевальные команды для выступления на культовом для тех времен мероприятии под названием «Крэйзи Данс». Другие собрались сами по себе от большого желания самим попробовать читать рэп, чтобы показать, что не хуже тех парней, чьи кассеты сметались с прилавков. Ну, и конечно же появление в продаже сборников и альбомов первых российских рэп-исполнителей тоже дало толчок к появлению первых ставропольских МС. К слову сказать, танцевали тогда практически все, и в основном в 1993-94 туса образовывалась именно на почве пристрастия к исполнению различных па, «слизанных» из просмотренных клипов американских хип-хоперов. Собирались в небольшие компании, ходили по дискотекам, демонстрируя всем своё мастерство.

В итоге в конце 1994-го - начале 1995-го года, решено было переходить от танцев к песнопению. В то время вся туса клубилась в одном месте, которое стало местом рождения ставропольского рэп-коммьюнити. Имя ему – диско-бар «Три пальмы», который находился на районе Ботаника. Именно там из разбросанных по всему городу маленьких компаний по интересам и появилась на свет ставропольская хип-хоп тусовка, став единым объединением. В помещении, рассчитанном на 50 человек, набивалось человек 100, которые тусили, танцевали, бухали, обменивались кассетами и просто весело проводили время. Не помню, как звали хозяина заведения, но этому человеку ставропольские рэпперы должны поставить памятник при жизни. Объясню почему. Представьте, толпа 70-80 и более человек, которая практически ничего не заказывает в баре (всё таскали с собой с соседних ларьков), дебоширит, ломает мебель, пляшет какие-то сумасшедшие танцы и т.д. Но он закрывал на это глаза, потому что он был горд тем, что в его заведении зависает самая интересная и неординарная для тех лет молодёжь. Респект ему на века! Надо сказать, было ещё одно место, которое способствовало развитию хип-хоп культуры в Ставрополе – музыкальный магазинчик в Доме Офицеров, где кассеты с рэп-музыкой появлялись с завидной постоянностью. Увидев, наш интерес они стали разыскивать для нас всё больше и больше альбомов разных исполнителей. Никакой разбивки на стили мы тогда не делали, конечно, скупалось всё, без разбора, «лишь бы рэп». Также были «подгоны» видеокассет с клипами, записанными с MTV от студентов из Анголы (Rock, Turbo, Limo), у которых в общежитии стояла «тарелка».

Прошла зима, и тусить в помещении стало неинтересно, всем захотелось на волю! И опять хороший человек перехватил эстафету у хозяина «Трёх пальм». На этот раз тусу «пригрели» на так называемой «клетке» - дискотеке в Парке Победы. И помог в этом человек по имени Руслан (ныне DJ Texas), который работал там диск-жокеем. Именно благодаря его поддержке и энтузиазму рэпперов в июне 1995 года (!) прошёл Первый Ставропольский Рэп-фестиваль «Голос Старого Города». Он шёл два дня. Участие приняли семь команд: Dead Nazi (John H., Снуп),Kitten Beat( ILL, Bak$), On Ice (Бордюр, Артур), Street Angels (Димит, Дэн), L.S.D. (Стас, Семён), SP (ILL, Аккумулятор), Black Crow (Жук, Lитва). Читать толком никто не умел, «минуса» практически у всех в большей массе были «ворованными», но мы были счастливы просто стоять на сцене с микрофоном в руках и зачитывать свои перлы. Надо сказать, что это были ещё не все команды, существовавшие в городе. Были и те, которые отказались участвовать, сославшись на то, что у них контракт и бесплатно они выступать не будут. Сейчас вспоминать об этом смешно, потому что контрактов никаких не было, а были просто предприимчивые люди, которые пытались делать на этих ребятах деньги. Они писали им «минуса», записывали их в студии, взамен те подписывали какие-то бумажки, запрещавшие им выступать без разрешения этих горе-продюссеров. Таких команды было две – Mad Cool Black Feelings (двое участников которой ныне являются Крёстной Семьёй, остальные трое парней – это те самые студенты из Анголы) и Сублимация Импульсов (полностью женский коллектив). Они периодически появлялись на «Крэйзи Данс» и студенческих мероприятиях в ДК Профсоюзов. На этом фестивале произошёл и первый биф в истории ставропольского хип-хопа, инициатором которого был, пожалуй, самый эксцентричный ставропольский МС тех лет – Аккумулятор. Трэк «девочки, которые хотят читать рэп», направленный против Сублимации Импульсов вызвал бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Фестиваль прошёл... Всеобщей эйфории не было предела – мы сделали это! Все были настолько воодушевлены, что второго фестиваля пришлось ждать не долго. Он прошел в ноябре 1995 года и конечно в «Трёх Пальмах». Это было одно из лучших ставропольских рэп-пати за всю историю. Команды были те же плюс прибавились Сублимация Импульсов (их «кормилец» предоставил «аппарат» и, наверное, даже что-то заработал), также появилась ещё одна новая команда 2 Non Black (Фикс, Мирон). А также On Ice трансформировались в Т.Г.(Бордюр, Артур, Роман, Ефим), прибавив к составу ещё несколько участников. Атмосфера была великолепной: хороший звук, хорошие участники, телевидение, море водки и всё это в любимом тусовочном месте. Сказка! Все поднаторели в написании «минусов» и текстов, и спустя лишь несколько месяцев все показали неплохой по тем временам уровень. Практически все уже разжились собственными фонограммами, которые «делали» нам профессиональные музыканты за сумасшедшие по тем временам деньги. Некоторые уже успели к тому моменту поработать в студии.

Всё прошло на ура и, казалось, что всё всегда так и будет – пати будут идти одна за другой и мы будем развиваться и развиваться. Но вмешались обстоятельства – «Три Пальмы» закрыли. Фестиваль «Крэйзи Данс» прекратил существование. После этого начался всеобщий разброд и упадок. В феврале 96-го правда смогли всеобщими усилиями провести ещё один фестиваль, на котором всё-таки выступили Mad Cool Black Feelings (незаметно от «продюсера») и мелькнула ещё одна новая команда S.B. Team.

После этого все разбежались кто куда. Основная масса людей просто бросили культуру, сказав, что они повзрослели, что это не приносит денег и прочую чушь. Kitten Beat уехали –таки в Москву (тем более, что ILL – коренной москвич, он учился в Ставрополе), где мелькнули на Rap Music’97 и на сборниках от Hip-Hop Info. Но в итоге они всё-таки распались. Хотя до сих пор они в строю - ILL постоянно экспериментирует, участвует в разных проектах, ну а DJ Bak$ (резидент клуба Infiniti) – имя более чем известное. Начиная с 1996-го года, началось всеобщее затишье, длившееся пару лет.

В 1998-ом произошла ещё одна попытка возродить хип-хоп движение. Но прошедшее пати собрало небольшое количество команд и зрителей. Интерес был утерян. И опять наступила тишина...

Произошло то, с чего всё начиналось. Вся туса распалась на обособленные компашки, собираясь вместе лишь на какие-то мероприятия (концерт Bad Balance и MD & C. Pavlov, которых чудом занесло в Ставрополь), или случайно встретившись, шли вместе куда-нибудь опрокинуть пивка и повспоминать былые времена.

Но не всё оказалось так плохо! Новое тысячелетие открыло ставропольскому хип-хопу второе дыхание. B.A.T.O.N.’Z Community и GREENDOG – состоящие в основном из «ветеранов» движения и абсолютно новые имена: Ломаные Рифмы, Маzа Dа Муzа и многие другие начали постепенно возвращать ставропольскую хип-хоп культуру к жизни. Ну, и конечно же Крёстная Семья, которая выпустив альбом, стала очень популярной на территории России. Естественно, не осталось ни одной из «старых» команд, но некоторые личности, из тех, что стояли у истоков ставропольской рэп-культуры нашли себя в новых проектах: JOHN H. в B.A.T.O.N.’Z Community, Фикс в GREENDOG, Мэд и Сом в Крёстной Семье, Артур из Т.Г. сейчас известный московский продюсер, про BAK$’а я упоминал выше.

Наконец-таки очнулись клубы, повернувшись к рэпу лицом, увидев, что эта музыка начинает набирать популярность.

Что происходит сейчас в Ставропольской хип-хоп сообществе? Можно сказать, что теперь ставропольский рэп, наконец, прочно встал на ноги. Теперь у нас есть свои студии, талантливые МС, битмейкеры и ди-джеи, специализированные магазины и заведения, передача на радио. Регулярно проводятся всевозможные пати, самыми яркими из которых в последнее время были фестиваль «Мастера Слова» и серия вечеринок «Хип-хоп сессия» (организованные лейблом МЕА).

JOHN H., B.A.T.O.N’Z Community, GREENDOG, Dee.Mon, Вечная Тема, MD Killah, БлокАда, DJ Musicmaker, DJ Mash – это неполный перечень тех, кто сейчас является лицом ставропольской рэп-музыки. Появляется большое количество талантливой молодежи, за которыми наше будущее (очень верю в это).

Пока это всё! Верю, что уже лет через пять, можно будет много что добавить к вышесказанному. Я очень надеюсь на это! Заранее прошу прощения, за возможные неточности и ошибки в пунктуации, я никогда раньше не писал статей. Спасибо за внимание!

13.03.2007
JOHN H.




обсудить


смотрите также:

руководство | история | ссылки | логотипы | info@southrap.ru