Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Dancehall Style by Ray Hurford (перевод статьи)
ХИП-ХОП / РЭП ФОРУМ ЮГА РОССИИ > music_ > РЭП И ХИП-ХОП > REGGAE
digiman
Ray Hurford - Dancehall Style
1991

Рэггей-журналистика возникла в начале 70-ых, и с тех пор критики неоднократно писали на тему всевозможных транформаций, которые претерпевала ямайская музыка. Чаще всего обсуждали, как Ска превратилось в Рок-стэди. Случилось ли это летом 65-го, когда на Ямайке было особенно жарко, и по этой причине Ска сошло на нет? Почему Рок-стэди продержалось всего пару лет? Был ли слишком медленный темп Рок-стэди причиной появления Рэггей? Замедлился ли ритм снова, когда на Ямайке появились Ди-джеи?.. Мы уже знаем, чем вдохновлялся Банни Ли, когда в середине 70-ых придумал стиль «Flying Cymbal», – это был Philadelpia International, саунд американского Соул того времени…Стиль «Rockers», по словам Слая Дунбара, был навеян музыкальными видео «WattStax» и «Soul To Soul», которыми он очень впечатлился…

Однако если речь заходит о происхождении «Dance Hall Style», - гипотезы выдвигаются самые противоречивые. Проблема здесь совсем не в саунде. Большинство знатоков согласятся, что Дансхолл это нововведение Стайла Скотта, барабанщика и основателя группы Roots Radics. По мнению продюсера Адриана Шервуда (поздние 70-е), Скотт в своей игре «вместо «рокерс» стал делать акцент на аккорды». В это время он - участник английского состава гастрольной группы Принса Фар-Ая Creation Rebel, и аудитория, которая может оценить его мастерство, слишком ограничена.
Поэтому больше похоже на правду, что в 1978-ом эксперименты Скотта со своими барабанами не имели существенного резонанса, а упомянутое предпочтение играть «в аккорд» вообще оказывается непричем…Но оказываются важными другие обстоятельства, - например то, что в это же время Слай и Роби, оба кстати севшие на диету, вкладывают все свои средства в создание собственного лэйбла Taxi. Это означает, что группа Revolutionaries, наиболее успешный студийный коллектив 70-ых, на время отходит от дел. Студия Channel One, оставшись без сессионных музыкантов, пока перестраивается с 8-ми на 16-ти-канальное оборудование, и планирует набрать новый коллектив.

Jo Jo Hookim, один из братьев Хуким, владельцев студии, поначалу нанимает Soul Syndicate, очень талантливых сессионных музыкантов из района Гринвич Фарм. С ними он записал «Deeper Roots» - альбом Mighty Diamonds, который вскоре вышел на Virgin's Front Line. Хотя это и был очень неплохой альбом, - в нем чего-то явно недоставало. Некоторые винили в неудаче модернизацию студии, - переход с 8-ми на 16-ть каналов может повлечь за собой серьезные проблемы (как в случае с Randy's)… Однако настоящая проблема была глубже.

..И ее разрешение постучалось в двери Channel One в лице продюсера Henry «Junjo» Lawes и группы Roots Radics. С этого момента можно начинать отсчет эры Дансхолла. По факту это была все та же Рэггей-музыка, поэтому вокруг нового явления сразу возникло много неясностей. Почти каждый музыкант, вовлеченный в новое движение, до этого был незнаком публике, и путаница только усиливалась. Окончательно все были сбиты с толку, когда вышли сразу два альбома одного и того же артиста, - конечно, сейчас этим уже никого не удивишь, а тогда это воспринималось как что-то из ряда вон выходящее. Американский релиз появился чуть раньше и назывался «Bounty Hunter», английский вышел на Burning Sounds как «Shine Eye Gal». На американском издании продюсером значился Papa Life, на английском - Henry «Junjo» Lawes. Артистом был молодой певец Barrington Levy, и хотя в то время он был совершенно никому не известен, альбомы размели подчистую. Его вокальный стиль был необычным, но в то же время включал в себя некоторые приемы известных вокалистов, так что при желании можно было проследить, кто из певцов оказывал на него наибольшее влияние. Он так же писал тексты к песням, но главным в дебютных пластинках было совсем не это.

Слушатели раскупали альбомы из-за нового саунда - Roots Radics (кстати на «Bounty Hunter» они назывались The Channel One All Stars и Стайл Скотт там даже не упоминался) играли старые и известные ритмы в необычайно свежей манере. С этим сочетался мощный мелодичный голос Barrington Levy, в исполнении которого на альбомах можно было найти новые версии таких стандартов как «Moonlight Lover» и «Skylarking». Некоторые части старых песен из новых вариантов исчезли, были написаны новые тексты. Пожалуй именно этот прием стал наиболее характерным для «Дансхолл стайл». Такой формулой «адаптации» и «стилизации» год за годом, снова и снова стали пользоваться самые разные вокалисты и ди-джеи. Относительно этой традиции, изначально возникшей на танцполах, многие высказывались, что дескать только там, на танцполах, ей и место. Между тем, пение на старые стандарты как таковое не было революцией, - в мировой музыке эта практика была достаточно распространенной. Неужели именно добавление или изменение (зависит от того, что позволял оригинал) какой-нибудь строчки в тексте песни вызывало эту бурную реакцию, а иногда даже сильное негодование в адрес нового стиля?

Возможно причина этого недовольства крылась в тех процессах, которые происходили до появления Дансхолла. В свое время «культурная революция» способствовала появлению большого количества замечательной музыки и текстов, выдвинув на первое место философию протеста и «жизненные» темы. С середины 70ых вплоть до времени появления Дансхолла рэггей утверждался в качестве музыки сопротивления. Поэтому новый стиль многими был воспринят как декадентское движение, уходящее от бунтарства и борьбы куда-то в совсем другую сторону. Справедливости ради, стоит сказать, что нет ничего более далекого от правды.
Дансхолл пришел от «sufferers», «мучающихся», он рассказывал о жизни. Из 10 вещей с «Bounty Hunter» было только два кавера, а самостоятельные тексты Баррингтона были наполнены «культурным» содержанием и жизненной лирикой. Тем не менее этому не придали значения. В Дансхолле стало появляться слишком много чужих ритмов, и слишком много переработок. «Bounty Hunter»/«Shine Eye Gal» вывели общую ситуацию из равновесия. Эту пару альбомов можно было рассматривать как очередной «Catch A Fire», - один из важнейших ключевых шагов в музыке, но по всеобщему предпочтению, «решено было отрезать то, что еще можно лечить»…

Продюсеров в ямайской музыке никогда не переоценивали. Зачастую это были жадные до наживы «денежные мешки», которых собственно музыка практически не интересовала, но иногда среди них попадались люди, искренне желающие совершить музыкальный прорыв.

Ярким примером тому был Henry «Junjo» Lawes. С 1979 по 84-85 каждому, кто работал с Джунжо, был обеспечен хит. За это время он открыл больше новых талантов, чем кто-либо другой – в их числе были как певцы, так и ди-джеи. Он заявил о себе, открыв новое имя - Баррингтон Леви, и, покидая сцену в 1984-85, опять открывал новую звезду – Coco Tea. Оба вокалиста – несомненно ярчайшие таланты, и в период между ними было еще немало других. В 84/85 Джунжо попадает в американскую тюрьму, а в 1990 выходит на свободу. Саунд-система Volcano, владельцем которой он являлся, была одной из лучших на острове, и когда она прекратила свое существование, ямайская музыка понесла существенную невосполнимую потерю. Без сомнения, Джунжо имел огромный потенциал, который мог бы и дальше реализовывать в музыке.

Еще один человек, сыгравший неоценимую роль в становлении Дансхолла, - Mikey Dread. Посредством своей регулярной радиопередачи «Dread At The Controls» на JBC он принес саунд-системы в дома ямайцев, а оттуда уже в виде кассетных записей рэггей расходился по всему миру.

За небольшой промежуток времени Майки организовал мощное движение на JBC, которое притягивало многих талантливых музыкантов. Майки понимает, что противиться этому процессу нет смысла, и вскоре открывает собственный лэйбл Dread At The Controls. С 1978 DATC стремительно набирает популярность. Помимо издания работ таких вокалистов как Edi Fitzroy, Hopeton Lindo, Rod Taylor и других, Майки выпускает на лэйбле свои даб-эксперименты, и они тоже пользуются спросом.

В 1979-80 гг он начинает сотрудничать с Рутс Радикс, активно издает их работы на 12-тидюймовых пластинках в Англии. В течение следующих нескольких лет были записаны большие хиты для таких артистов как Earl Sixteen, The Ovations и Junior Murvin. Соавторство Майки и Рутс Радикс помимо всего прочего разрушало впечатление будто Дансхолл это саунд одного продюсера, нечто такое, что по определению не может оставаться надолго.

Быстрому росту популярности Дансхолла способствовал еще один человек – молодой звукорежиссер Scientist. Он начинает в студии King Tubby’s, одновременно подрабатывая на Studio One у Coxsone Dodd, а затем переходит на Channel One. Своим «научным подходом» он отвергает старые устоявшиеся формулы и пытается переосмыслить глубинные основы даб-миксинга. Scientist рассматривает бас так, как настоящий ученый рассматривает атом. Он точно знает, что можно и что нужно с этим делать.
Звучание задисторшеннной басс-гитары произвело такую же сенсацию как эффекты эхо и реверб десятью годами ранее. Саянтист, как в свое время Tubby's и Jammy's, становится в своей нише необычайно востребованным. В это время у каждого рэггей-лэйбла есть эксклюзивный альбом дабов от Саянтиста.

На передовой ямайской музыки снова были Барабан и Басс. Это был ранний этап Дансхолл эры, продолжала ярко светить звезда Баррингтона Леви. Но, как на ночном небе звезда никогда не бывает одна, так и в рэггей вскоре засияли еще три звезды.
Sugar Minott, Johnny Osbourne и Freddie McGregor, - все трое не были новичками в музыке. Особенно богатую биографию имел Freddie McGregor. Он был участником группы Clarendonians вместе с Ernest Wilson и Peter Austin еще в то время, когда на танцполах Кингстона было популярно Ска. Тогда он был еще совсем юным. С середины 70ых он записывался на разных студиях, для разных продюсеров, в-основном весь его материал был выдержан в очень «мягких» тонах. Поначалу Фрэдди старался стилизовать звучание своего голоса под Johnny Mathis, однако со временем нащупал собственный стиль. Первой ступенькой стал альбом «Freddie McGregor» для Niney The Observer. Сразу после этого, одна из его классических работ издается на Studio One. Но лучшим и самым популярным альбомом становится «Big Ship» для Linval Thompson, который выходит на английском Greensleeves в 1983 году.

Johnny Osbourne тоже начинал в группе – она называлась The Sensations и играла в поздние 60е - ранние 70е под опекой Duke Reid и Winston Riley. После отъезда на новое место жительства в Канаду, где Джонни возглавлял коллектив под названием Ishan People, он возвращается на Студио 1, и уже на исходе 70ых записывает там новый материал. Музыка, которую он делал вместе с Коксон Додд, была высочайшего качества, тем не менее особой популярности она ему не принесла. Положение стало существенно меняться с 1979 г., как только он начал работать с Кинг Табби, затем последовало сотрудничество с Джунжо, и, наконец, с Линвал Томпсон. Побочным результатом этой гиперактивности стало то, что все три альбома вышли практически одновременно. Хотя они продавались очень хорошо, Джонни Осборн привлек к себе слишком много внимания сразу. Издание альбома «Truths & Rights» для Студио 1 давало его карьере хороший толчок, и он мог бы вести студийную работу в менее напряженном режиме, но Джонни оставался очень активным. Он выдает еще один большой хит в 1983 году - «Water Pumping» для Кинг Джаммис, и закрепляет успех супер-хитом в следующем году – «In Your Area», опять для Джаммис.

Работа в вокальной группе The African Brothers послужила отправной точкой для Sugar Minott. После распада группы Шугар записывается на Студио 1. В 1978 он уже имеет в своем багаже один альбом, - первая работа «Live Loving» была издана на Студио 1, на Ямайке и в Англии одновременно. Это открыло для Шугара большие перспективы, особенно в Соединенном Королевстве. Однако поворотным для него оказывается сотрудничество с Кинг Джаммис, - новый альбом «Bitter Sweet» дает карьере исполнителя такой толчок, о каком он только мог мечтать.. Помимо прочего, Шугар прикладывает массу собственных усилий, записывая замечательные синглы. Казалось будто он всегда находится в разъездах, распространяя свое творчество по всему миру. В Нью-Йорке он активно записывается для Wackie's, одновременно успевает плодотворно работать с Youth Promotion на Ямайке, - саунд-системой и лэйблом, через которые он на протяжении многих лет популяризировал продукцию талантливых певцов и ди-джеев.

Ди-джеи вошли в моду в начале 70ых. Даже те из них, кто были первопроходцами, удивлялись, что их стиль так быстро завоевал слушателей. Тем не менее, уже тогда и до самой середины 80ых, когда эра Дансхолла подходила к концу, в феномене ди-джейства существовал один недостаток: никто не задерживался в этом деле надолго. Каждый раз когда популярность Ди-джей Стайла уходила на спад, а затем снова усиливалась, - на сцене появлялось совершенно новое созвездие Ди-джеев. В поздние 70е, эру «рокерс», это были General Echo, U.Brown и Welton Irie. Конечно, были и другие, но топовыми, в период перед самым возникновением Дансхолла, являлись именно эти три ди-джея.

Прошло не так уж много времени, и новая эра принесла в Ди-джейство других героев, - теперь это был дуэт Michigan & Smiley. Оба ди-джея резиденствовали на саунд-системе Black Harmony. Полностью их имена звучали как Ranking Michigan и General Smilie, они пользовались невероятным успехом у публики. Причиной этому был их новаторский стиль. Вообще-то ди-джейские дуэты существовали и раньше, например Dennis Alcapone & Lizzie, ставшие известными в первые годы рэггей-музыки, можно встретить это даже на таком раннем этапе как Ска, - вспомним Prince Buster, - однако они привнесли кое-что новое. Michigan & Smiley звучали так, как будто один человек разговаривал сразу на два голоса. К тому же, ди-джеи обыгрывали этот момент и в своих текстах.

В работе ди-джея на саунд-системе время было фактором критическим, - в твоем распоряжении был всего лишь один-единственный момент. Если ты допускал ошибку, ее нельзя было исправить, в условиях выступления в реальном времени она становилась очень заметной. Выступая на пару, Мичиган и Смайли пытались преодолеть этот фактор, - и у них это получалось. Коксон продюссирует для них такие супер-хиты как «Rub A Dub Style» и «Nice Up The Dance», а затем в 1979 году издает великолепный альбом дуэта, - «Rub A Dub Style».
Ди-джеем в более традиционном виде был Lone Ranger. Он заявил о себе в 70-е, записав несколько добротных синглов-сорокопяток для Коксона, а также альбом, который, тем не менее, не пользовался особой популярностью. И вот настал его час. Волей случая он знакомится с продюсером Альвином Ранглином (Alvin Ranglin). В итоге на лэйбле Ранглина GG выходит первый супер-хит Рэнджера «Barnabus Collins». Затем он записывает для GG одноименный альбом, и почти одновременно с этим издает свои лучшие работы на Студио 1. В их число входит замечательный альбом «Badder Dan Dem». Казалось, что в это время Lone Ranger становится единоличным повелителем дансхолла, при том, что у него не было недостатка в достойных конкурентах, - такой масштабный успех действительно был большим достижением.
Это продолжалось до тех пор, пока в ди-джеи не решил пойти альбинос Winston Foster.
Так появился Yellowman. Время, когда «Желтая лихорадка» распространится повсюду, было еще впереди. Нового артиста прославил талант, если можно это так назвать, «подслащивать» пошлости. Вскоре к нему приходит такая популярность, что стало казаться будто Yellowman выдает по альбому каждую неделю. Альбом «Mad Over Me», изданный на J&L, пожалуй, лучше остальных отражает его на пике формы.

Следующим важным фактором растущей успешности дансхолла была не снижавшаяся популярность вокальных групп. Новых групп эта эра не принесла, зато старые, особенно такие как Wailing Souls и Mighty Diamonds, были очень востребованными. Еще один пример это группа The Viceroys. Этот коллектив появился еще в эру Рок-стэди. Записываясь для Студио 1, они выдали несколько классических вещей и затихли до середины 70ых, пока под именем The Interns не записали достаточно хитовый «Mission Impossible» для Уинстона Райли (Winston Riley).

Теперь на дворе был 1982, группу возглавлял Wesley Tingling, остальными членами команды были Neville Ingrain и Norris Reid. На них обрушился настоящий успех. Причиной было то, что их стал опекать продюсер Linval Thompson вместе с «Channel One»овскими Roots Radics, и они зазвучали заметно свежее. Однако к своему прошлому группа тоже не поворачивалась спиной. Их дебютный альбом «We Must Unite», выпущенный в Англии на Trojan Records, изобиловал «сознательными» текстами, которыми группа славилась и раньше. Прошел год, и Viceroys вновь стали сотрудничать с Уинстоном Райли. И хотя Chris Wayne заменил покинувшего группу Norris Reid, они все еще звучали убедительно - альбом «Chancery Lane», записанный в этом составе и изданный на Greensleeves, стал классическим.

The Mighty Diamonds своим возвращением в разряд звезд первой величины также обязаны Дансхоллу. Группа долго не могла обрести потерянную вершину, несмотря на то что «Deeper Roots», вышедший на Virgin Front Line, был благосклонно принят публикой как неплохой по всем меркам альбом.
В течение нескольких следующих лет никаких сдвигов не происходило, - были записаны пара хороших вещей, которые ничем особенным однако не выделялись. Тогда группа начинает сотрудничать с Gussie Clarke. Сейчас, как правило, не придают большого значения работам Гасси с дансхолльными артистами и не рассматривают их в непосредственной связи с дансхолльным саундом того времени. Тем не менее, остается загадкой, что побудило его в соавторстве с Mighty Diamonds сделать новую версию риддима «Full Up». Музыканты попали в точку - феноменальный успех ждал сначала «Pass The Kutchie», затем «Pass The Knowledge» (на мой взгляд более удачная версия, чем Kutchie) и, наконец, Musical Youth «Pass The Dutchie», которая снискала популярность на международной сцене. Таким образом, Mighty Diamonds благополучно вернулись на звездную орбиту.

Но, несомненно, самую громкую славу из всех упомянутых групп снискали Wailing Souls. Они были очень популярны еще в эру «рокерс», записываясь на все том же Channel One, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что ожидало их после издания альбома «Firehouse Rock» для Джунжо, вышедшего в 1981 году на Greensleeves, и до сих пор переиздающегося из года в год с завидной регулярностью. The Wailing Souls без преувеличения стали группой-олицетворением дансхолл эры.

К 1981-82 гг дансхолл более-менее проявил себя. Студийные сессии прочно закрепились за составом Roots Radiсs. Sly и Robbie возвращались в музыку со своим альтернативным вариантом «дансхолла», но теперь они были в статусе продолжателей, а не одними из создателей стиля, как это было в пору «рокерс». Неудивительно, что когда уже состоявшиеся звезды начинали работать в новом стиле, они чаще прибегали к услугам Roots Radiсs.

Большим сюрпризом стало то, что в дансхолле стал пробовать себя Банни Вэйлер. Три его программных альбома - «Sings The Wallers», «Rock And Groove» и «Tribute» - были изданы в период около 1981-82 годов, Радикс были там за ритм-секцией. Материал записывался на Harry J, и представлял Рутс Радикс в несколько облегченном виде, однако и это сработало превосходно. Банни Вэйлер любил тяжеловесные, вычурные духовые аранжировки, - а дополненные ритмами Радикс, они обретали более сбалансированное звучание. Все три альбома наглядно продемонстрировали, что Радикс и Дэнсхолл не вмещаются в рамки только одного стиля, – что и требовалось доказать.

Следующим веским аргументом стал выпуск альбомов Грегори Айзека на Charisma и Island. «Lonely Lover» и «More Gregory» для Charisma, «Night Nurse» и «Out Deh» для Island – везде были ритмы от Радикс. Хотя на этих работах они и были представлены в довольно зависимом положении.
Лирика, которую в 1980-ом стал писать Грегори, становится более интимной. До этого были протест и жизненные темы. Теперь Грегори предпочитал петь о печали, которая овладевает им после расставания с близкими людьми. «Front Door» из альбома «More Gregory» - наверное лучшая песня этого периода. О любви и переживаниях он пел и раньше, но на этот раз, соединяясь с глубокими, интровертными ритмами Радикс, его лирика приобретает необычные оттенки. Альбом «Out Deh», больше акцентированный на жизненных темах, был совсем другим. Здесь потенциал Радикс раскрылся во всей полноте, в результате получился действительно превосходный альбом.

Творчество Денниса Брауна дансхолльного периода базировалось на сотрудничестве со Sly and Robbie. Это был тот случай, когда Слай и Робби ясно показали, что если берутся за дело всерьез, то обязательно достигают выдающихся результатов. Большими хитами для Денниса стали «Sitting and Watching» и «Revolution», оба для лэйбла Taxi, они также должны были стать основой для альбома, и хотя этого не произошло, - позже они все-таки оказались изданными на одной пластинке. Неплохим был альбом «Yesterday, Today and Tomorrow», продюсером которого выступил сам Деннис, а также Sly And Robbie вместе с Joe Gibbs. Пластинка была издана на Joe Gibbs Music Corp в Майами, туда вошли классические «Hold On To What You've Got», «A Little Bit More», «Have You Ever Been In Love» и еще пять не менее сильных номеров. Это был настоящий Дансхолл Стайл, выдержанный в духе продукции Джунжо, - старые ритмы в новой обработке, для которых были написаны новые тексты, – с Деннисом Брауном такой прием всегда работал безотказно.

После Баррингтона Ливи появилось немало певцов с оригинальным запоминающимся стилем, но по тем или иным причинам никто не мог повторить такого громкого успеха, какой в свое время был у Баррингтона. Однако в отсутствии хитов их тоже нельзя было упрекнуть – все они выпускали по меньшей мере по одному хорошему альбому. А иногда и по несколько, как в случае с Don Carlos или Eek A Mouse.

Даже имея на своем счету только два альбома и несколько синглов, Richie Mac, с его альбомом «Jah Is I Light», внес ощутимый вклад в дансхолл-стайл в 1983 году.
Richard McDonald начинал на заре 70-ых как участник вокальной группы The Chosen Few. В середине 70-ых он стал работать сольно, сотрудничая с несколькими продюсерами, в числе которых был и Glen Brown – для него он записывает хит «Jah Jah Bring Everything».
Релизом «Jah Is I Light», подписанным на Musicism Ja/Londisc UK, Ричи МакДональд повернул дансхолл в нескольно иное русло. В альбоме присутствовали старые ритмы (и парочка новых), которые звучали так, будто специально были написаны для песен Ричи. Альбом был сделан на студии Aquarius, а продюсировал его Herman Chin Loy. Пластинка по всем прогнозам должна была стать популярной, но этого не произошло. Почему, – так и осталось загадкой.

Don Carlos был одним из первых представителей вокального стиля «Waterhouse», родоначальником которого считается Майкл Роуз из Black Uhuru. Don Carlos возвращает стиль обратно, к самым истокам. Его первый альбом «Suffering» выходит на Negus Roots, а продюссерами стали Flacko Brothers. Альбом принес ему известность, но карьера Карлоса не двигалась с места до тех пор, пока он не выпустил альбом «Natty Dread Have Him Credential» на Channel One, а затем и «Day To Day Living», спродюссированный Джунжо. Оба альбома были хорошо приняты слушателями, карьера Дона обещала быть очень успешной. И тут, практически в самом начале пути, продюсеры Bunny Lee и Roy Cousins решили выпустить сразу по два его альбома каждый. Сами по себе это были очень неплохие альбомы, проблема лишь в том, что все они были изданы в одно и то же время. Дон привлек к себе слишком много внимания, - в таком количестве, что это даже оказало негативное влияние на всю последующую карьеру певца.

Одним из самых странных вокальных и лирических талантов был артист по имени Eek A Mouse. Каждый, за исключением самого Eek A Mouse, согласился бы, что его стиль подпадает под определение «синг-джэй». Ди-джействуя, он как правило начинал вещь с одной темы, а заканчивал ее в совсем другом ключе. Помимо всего прочего, он обильно украшал свои тексты целым набором уникальных слов и фраз, - «Beng–Beng» было его любимым выражением. Все его лучшие работы того времени были записаны для Джунжо. «Wa Do Dem», вышедший на Greensleeves, стал особенно популярным. «The Very Best Of Eek A Mouse», так же изданный Greensleeves, с продюсингом от Linval Thompson и Anthony & Ronald Welch, - тоже несомненно заслуживает внимания.

В конце 1982 - начале 83 ситуация снова начинает меняться. Большую роль в музыке начинают играть саунд-системные записи. Поначалу они давали широкому кругу слушателей представление о том, как «появляются звезды». Если тебя слышат на даб-плэйте уважаемого саунда, это было первым шагом на пути к славе. Frankie Paul, Half Pint и Junior Reid – все они проходили через это в свое время, частью этого процесса были практически все артисты.
Frankie Paul можно было услышать на даб-плэйтах, которые играли Kilamanjaro, Gemini и Jack Ruby. Затем он записывается на Channel One, так появляется «Worries In The Dance». Фрэнки сначала находился под сильным влиянием манеры Денниса Брауна, но ко времени начала сотрудничества с Winston Riley над своим первым альбомом «Strange Feelings», понемногу стал формироваться его собственный стиль. Уже в который раз решающее слово было за Junjo, и он значительно продвинул Фрэнки с выпуском альбома «Pass The Tu-Sheng-Peng» на Greensleeves. Успех был закреплен выходом еще одного альбома на Гринсливз - «Tidal Wave». Продюсером выступил George Phang.

Два новых продюсера - Myrie и Marshall - ввели в бизнес артиста по имени Half Pint. Сначала они представили его Yabby U, который во многом помог молодому певцу, а затем выпустили его дебютный альбом - замечательный «In Fine Style», который был издан только на Ямайке на их собственном лэйбле Sunset.
«In Fine Style» сводили на студии King Jammys, и благодаря этому обстоятельству Half Pint попал в поле зрения King Jammy, - в будущем это превратило Half Pint в настоящую звезду, а заодно и King Jammy в самого влиятельного продюссера на острове. Альбом Half Pint-а «Money Man Skank», вышедший в шикарном оформлении, размели из магазинов подчистую. Его необычные «носовые» интонации, дополненные незаурядным поэтическим талантом, становились лучше год от года. Вкладом Джамми в альбом были несколько ритм-трэков (их было пять), которые сыграли High Times band, и они звучали очень свежо. Альбом продавался так бойко, что годом позже Гринсливз сочли нужным переиздать его в Англии. Релиз назывался «One In A Million», и включал в себя несколько новых трэков.

Наконец, еще одна звезда Дансхолл эры - Junior Reid. Из всей вышеназванной троицы Джуниор был самым опытным, он начинал еще на закате 70ых вместе с Hugh Mundell. Hugh был убит, но это обстоятельство, как ни странно, еще больше приблизило скорый успех Джуниора. Около 81-82 он был участником группы Voice Of The Progress, с которыми записывает достаточно популярную «Mini Bus Driver». Когда группа распалась, Джуниор пробует работать с разными продюсерами, и в конце концов налаживает контакт с Youth Promotion, компанией Sugar Minott-а. С YP он записывает «The Original Foreign Mind», который стал супер-хитом. Издание одноименного альбома приносит ему еще больший успех. Затем он начинает работать с King Jammys, среди первых совместных записей появляется замечательная «Higgler Move». «Boom Shack A Lack» развивает успех еще дальше, и вскоре после этого Джуниора приглашают в Black Uhuru, откуда ушел Michael Rose.

Ко всему прочему в 83-84 годах появляется новая, уже вторая по счету, волна Дансхолл ди-джеев. Нужно заметить, что путь ди-джеев к успеху не был таким уж стремительным (Yellowman это редкое исключение из правил). Почти все ямайские Ди-джеи, перед тем как их приглашали на работу в серьезные Саунд-системы, проходили через долгий ученический период на небольших «Hi-Fi» системах. С появлением Brigadier Jerry, Josey Wales и Charlie Chaplin, Ди-джейский стиль начал двигаться от «слакнесс», который ярче всего был представлен творчеством Еллоумана, в сторону более жизненных тем. Именно саунд-системные записи выступали в роли медиума, через который такие изменения совершались.
Пожалуй среди всех Ди-джеев, когда либо родившихся на Ямайке, максимум доступных в то время возможностей из саунд-системы извлекал Briggy (как его все знают).
Хотя Бригги и записывал пластинки – «Pain», изданный в 1982 на Jwyanza 12-тидюймовкой, был большим хитом, - его работа на таких саунд-системах как Jah Love и Jack Ruby была для него намного важнее. Особенно это справедливо в отношении Jah Love, саунд-системы, принадлежащей организации Twelve Tribes Of Israel. На Jah Love Бригги мог задать одну тему и пронести ее через всю селекцию пластинок в течение часа и даже дольше! Ди-джейство Бригги было творчеством самых высочайших стандартов. Саунд-системные записи Jah Love – это то, где его можно найти на пике формы. Кстати, его дебютный альбом «Jamaica Jamaica» для Jah Love Muzik, который в 1985 году был издан на RAS, - это наверное самый загадочный альбом, когда-либо записанный на Ямайке.

Для Josey Wales и Charlie Chaplin отправной точкой был саунд Stur-Gav, принадлежавший Ю-Рою. Когда Джунжо собрал саунд-систему Volcano в 1983 году, оба они перешли работать к нему. На Волькано они просто продолжали заниматься тем, чем занимались на Stur-Gav – перерабатывали материал из повседневной жизни в тексты для дансхолла.
На студии первым из них записался Джози, продюсером выступил Джунжо. Дебютный альбом назывался «The Outlaw — Josey Wales» и вышел на Greensleeves в 1983. Этот классический альбом практически стал стандартом для всех его последующих релизов. Работая с Ю-Роем, он, кажется, уже тогда раскрыл все возможные грани своего таланта. И перейдя к Джунжо, Josey принес с собой множество отработанных приемов. Это же справедливо и в отношении Чарли, за исключением того что он был немного более небрежным и расслабленным. По логике вещей, дебютный альбом Чарли должен был выпустить только Джунжо и никто другой.
Однако этим продюссером стал Roy Cousins, издавший альбом «Presenting Charlie Chaplin» на Kingdom. Сразу за этим последовал «One Of A Kind» на Trojan в 1983, снова от Roy Cousins. Оба альбома получились удачными, и побудили набирающего силу George Phang с его лэйблом Powerhouse заняться талантом Чарли и привести его к настоящему успеху. «Que Dem» вышел в 1984, и это был действительно первоклассный альбом. После этого Powerhouse выпустили еще один альбом «Fire Down Below», еще один был записан с Джунжо, но вопреки ожиданиям они не привлекли к себе особого внимания, и активность Чарли пошла на спад.

В 1985 Дансхоллу насчитывалось уже 6 лет, пора было разменивать 7-ой, - годы, которые можно сравнить только с Рутс эрой периода 1970-1975. Стиль по-прежнему изменялся, но каждый ощущал, что вскоре должно появиться что-то совершенно новое. Как бы кто не относился к медиа-структуре в Рэггей, но на Ямайке она всегда была представлена в первую очередь артистами, музыкантами, продюсерами, которые были целиком сосредоточены на создании музыки. Henry Junjo Lawes, продюссер, с которого начался целый период в Рэггей, на тот момент все еще имел в запасе один подарок слушателям – и это был Coco Tea.

Коко Ти ворвался в музыку как прохладный освежающий бриз. У него был очень мягкий, расслабляющий, необычный голос. Единственный вокалист, с которым его можно было сравнить, это Lord Creator. Одна из первых вещей, записанных для Джунжо, - «Lost My Sonia», - стала большим хитом, следующий хит назывался «Rocking Dolly». Джунжо решил сделать целый альбом, так появился «Weh Dem A Go Do. . .Can't Stop Coco Tea» - альбом покорил чарты, что в-общем то было закономерностью. Он состоял из 10-ти вещей, кроме уже упомянутых туда вошли «Evening Time», «On Top Of The World», «I'm Going Home» и «Jan Made Them That Way».
Как бы то ни было, со времен выхода этого первого супер-успешного альбома Коко никогда не оглядывается на свои прошлые достижения и сейчас его карьера находится на гребне славы.

Примерно в то же самое время давний партнер Джунжо Jah Life/Papa Life также начал пожинать первые плоды успеха. Находясь в Нью-Йорке, он удачно сотрудничал с девушкой ди-джеем Sister Carol. Но главной причиной вновь возросшей популярности Papa Life стал очень характерный вокальный стиль Carlton Livingstone, чей альбом «100 Weight Of Collie Weed» был издан в Англии на Greensleeves. Карлтон показал что он неординарный певец еще на альбоме «Soweto», вышедшем в начале 80ых. А теперь в самом деле настало «его время». Был записан еще один хитовый альбом - «Rumours» для Bebo's, а затем и «Trodding Through The Jungle» для лэйбла Dynamite. Популярность Карлтона быстро набирала силу. Все его пластинки были очень высокого качества и хорошо продавались, но по какой-то причине после выпуска этих трех альбомов он исчез со сцены. Сейчас он делает попытки вернуться в музыку.

George Phang, один из наиболее сильных соперников Джунжо в дансхолльную эру, предпочитал работать с уже состоявшимися артистами, нежели открывать новые таланты. Исключением стал Michael Palmer. Старт его карьере дали Channel One, но в настоящую звезду его превратил именно George Phang. «Lickshot» поднял Powerhouse на вершины рэггей-чартов, и вскоре не замедлил появиться альбом с тем же названием. Вокальный стиль Майкла трудно описать, кто-то дал ему определение - «ленивый» стиль. Как и множество других артистов через некоторое время он просто перестал записываться. К большому сожалению, у Майкла появились проблемы с горлом, от которых он смог избавиться только сейчас.
HangDawg
Класс, спасибо!
ras maxim
вирвтспв
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.